Учимся разбираться в искусстве

75 фото

Итак, уважаемые дамы и господа, леди и джентльмены, сегодня мы расскажем и покажем Вам как не заблудиться в классификационных лабиринтах искусства, поможем научиться хоть чуточку разбираться в колорите живописных направлений.
Учимся разбираться в искусстве

Первым добровольцем, вступающим в этот информационный и весьма познавательный арт-батл, станет реализм.

Реализм. Копнем немножко в глубинки научно-художественной терминологической этимологии. Согласно трактовке мировых словарей, реализм в живописи – эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Грубо говоря, реализм –  талант воспроизводить окружающий нас с вами мир всевозможными художественными способами с максимальной точностью. Скромная (на первый взгляд) «персона» реализма на самом деле невероятно сложна и противоречива, многолика и многовариантна. Гранями этой эстетической позиционной догматы можно смело считать преционизм Эдварда Хоппера, нюненские работы Ван Гога, импрессионизм Мане и Дега ну и естественно барочный иллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса.

Исторические данные о  реализме: Впервые термин «реализм» был употреблен неким Шанфлёри (если мне не изменяет память, то это был один из весьма влиятельных французских литературных критиков 19 века) дабы обозначить искусство, противостоящее двум творческим ипостасям – романтизму и академизму. Но сам факт рождения реализма (как направления живописи) привязывают к периоду становления творчества французского живописца, пейзажиста, жанриста и портретиста Гюстава Курбе.

Поехали дальше. Экспонат номер два  – импрессионизм.

Если реализм – художественная подача внешней оболочки мира, то импрессионизм – талантливое изображение его души. В кругах творцов искусства импрессионизм известен как направление живописи, позволяющее  передать жизнь в живой, непосредственной форме, как отражение собственных впечатлений.  Если судить по картинам мировых импрессионистов, то  человеческое существование  — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении. Сторонники этого направления всячески отрицают существенность религиозных, исторических, литературных и мифических сюжетов, присущих официальному академизму. Важней всего чувственно-эмоциональный аспект бытия, а не строгий практицизм и ограниченный прагматизм. В свое время эти мастера отказались од душных стен мастерской, выпустили себя и собственное творчество на волю (то есть начали рисовать непосредственно на воздухе, избегая любых доработок в мастерской).  Кстати, вот таким образом и возник пленэр, ребятки. Еще одна черта, отличающая импрессионизм от академической живописи – замена строгости контура мелкими, раздельными и контрастными мазками, которые художники накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда (деление цветов на основные и сдвоенные: голубой — оранжевый; красный — зелёный; жёлтый — фиолетовый). И на этом мы заканчиваем с  первичными азами импрессионизма.

Фовизм. Поскольку это направление живописи просуществовало не очень-то долго (с 1898 по 1908 г), то и особо разглагольствовать о нем не буду. Скажу единственное, что вам нужно знать о фовизме: если Вы смотрите на полотно и в нем точно можете подчеркнуть такие черты, как упрощенные формы и яркие цвета, будьте уверенны – перед вами один из представителей школы фовизма.

История*. Вообще история фовизма началась с группы художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Экспонированные полотна оставляли у зрителя настолько сильные ощущения энергии и страсти, что французский критик Луи Восель ну просто не смог не назвать этих живописцев дикими зверями (в конце то концов, а как еще он мог отреагировать на поразительную экзальтацию цвета и «дикую» выразительность палитры?). Вот так вот случайное высказывание и закрепилось как название всего живописного течения. Сами же художники никогда не признавали данного метафорического эпитета, как точное определение результатов их творчества.

Кстати, вдохновителями развития фовистского направления живописи послужили два знаменитых импрессионисты – Ван Гог и Гоген (предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному).

Модерн (ар-нуво, югендстиль). Основными контрапунктами, объединявшие все полотна этого направления в одну творческую касту, являются: четко выраженный символизм представленных в сюжетной линии образов, специфическая плавность форм, отсутствие уже привычного для каждого из нас эффекта глубины. Так, если приглядеться к картине, созданной рукой модерниста, то можно узреть филигранную плоскость, присущую каждой фигуре, яркие контуры, поданные на одноцветной, немного скучноватой поверхности. Культовыми представителями школы модернизма являются такие мировые классики холста и кисти, как П. Гоген и П. Боннар, Г. Климт и Э. Мунк, М. Врубель и В. Васнецов.

Экспрессионизм. О, наверное, и днем с фонариком трудно найти более эмоционально и чувствительно насыщенное направление живописи, нежели экспрессионизм. Во все века он символизирует остроту восприятия мира, выражает тонкую грань драматизма социальной конфликтологии, микрокосм своеобразного бунта против уготовленных миром стандартов. В общих чертах  – живописный анархизм во всей своей красоте. Картину экспрессионистов Вы узнаете с легкостью – каждый холст насыщенный эфемерными деформациями, грубыми, слегка вычурными резкими диссонансами, предельной контрастностью цветов и крохами кричащего колорита. Им так же присущая угловатость линий и фамильярная быстрота мазков.  Творения, которые точно не оставят равнодушными.

Кубизм. Как распознать полотна, принадлежащие к данному направлению живописи? Все очень просто! В композиции кубистических произведений воплощено совершенство геометризованных условных форм,  наблюдается «раздробление» реально существовавших объектов на стереометрические примитивизмы.  Концептуальная основа картины превалирует над ее художественной ценностью. Одним словом, кубизм –  художественное проявление суровости аналитической  системы математики, геометрия сквозь вуаль живописи.

Футуризм. Это символическое движение авангардизма черпает собственные целевые идеи из страниц литературы. В его формах затаился ярко выраженный переплет цветовых находок фовизма и художественных форм кубизма. В каждом произведении авторы стремятся разорвать банальную цепь стереотипов, вырваться из объятий пережитков прошлых столетий, с максимальной точностью представить современному зрителю возможный вариант урбанистического будущего. Живописным произведениям футуристов присуща энергичность композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение

Абстракционизм. Являясь направлением нефигуративного искусства, абстракционизм отрицает любую приближенность к действительности изображения форм.  Цель, которую преследует каждый абстракционист в собственных произведениях – достичь гармонизации единения цветовых сочетаний и геометрических форм. И, как свидетельствует художественная практика и научные исследования, во всем мире нет прелестнее катализатора ассоциативного развития человеческого разума, нежели живописные абстракции.

Дадаизм. Хотите – верьте, хотите – нет, но гарантирую – Вы точно пересекались с этим понятием! Как вы думаете, к какой творческой категории принадлежит популярный нынче коллаж? Правильно, коллаж – одна из самых распространенных форм творчества именно дадаистов! Для тех, кто не в курсе, что собой являет этот «коллаж», даю краткую наводку: в изобразительно искусстве коллаж – это один из технических приемов создания произведения путем компоновки и наклеивания  на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супрематизм. Разновидность абстракционизма, идеология которой  концентрируется на комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Проще говоря, картины из серии супрематизма – талантливое сочетание разноцветных и разнообразных геометрических фигур, которое образует целый ряд ассиметричных супрематических композиций. В свое время именно эти произведения и стали крохотным шажочком к «чистому творчеству», то есть художественным проявлением акта, уравнивавшего творческую силу человека и природы.

Метафизическая живопись. О метафизической живописи можно говорить невероятно долго и очень-очень много. Но ведь нам нужно главное, не правда ли? Так вот, о главном. Даже если взглянуть на полотно, являющееся произведением метафизической живописи, неопытным взглядом отдаленного от живописи человечка – можно подчеркнуть несколько особенных изюминок. Первое – этим творениям свойственно изобилие ассоциаций и художественных аллегорий. Абсолютный эклектизм мечты и метафоры становится основным рычагом преодоления реальностью любых границ логики. Второе – интенсификация ирреального эффекта. Достигается за счет усиления контраста между реалистичной подачей предмета и абстрактной лирикой иллюзорной атмосферы. Творцы метафизических произведений всячески стремятся отыскать  метафизический рубеж между двумя мирами: миром живого и неживого. Поэтому в их картинах живое похоже на неодушевленное, а неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью.

Сюрреализм. Направление в искусстве, занимающее первое место в рейтинге мировой анормальности. От всех остальных живописных течений отличается парадоксальностью сочетаемых форм и динамичным  использованием аллюзий. Каждый художник, который хотя бы на миллиграмм считает себя сюрреалистом, всецело отдается художественному исследованию бессознательного.  Жонглируя собственным подсознанием, они создают полотна, полны чудных галлюцинаций. Главный смысл  композиционной линии картины – совмещение сна и реальности, абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов и сюжетов, которые являются всего лишь плодом воображения, результатом восприятия окружающей среды создателем сего произведения.   Игры чьего-то безумного разума или стопроцентная свобода иррациональности…как этот процесс назвать, решать уже Вам.

Активная живопись.  Весьма специфическое течение западноевропейского абстракционизма 50-60-х годов. Почему специфическое? Все дело в технике исполнения произведений, принадлежащих к этой творческой нише. Активная живопись – живопись пятнами, которые не воссоздают реальных образов, а формализуют активность художника на бессознательном уровне души и разума.  Каждое пятно, мазок или линия наносится на холст быстрым движением руки без  каких либо планов или зарисовок. Творческая экспрессия во всей своей прелести.

Поп-арт. Самый яркий представитель массовой культуры. Талантливое сочетание символических и знаковых объектов рекламной продукции или любых других элементов массовой культуры – вот она, душа и основа поп-арта! Каждый представитель этого течения пытается сотворить «естественное, популярное искусство» из самых банальных, привычных для нас  предметов быта и потребления. Источниками вдохновения творческим гениям служат глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. Результатами соединения (даже если это единение – пик абсурда)  всех этих объектов являются коллажи, ассамбляжи, комиксы, комбинированные картины, карикатуры и прочие  весьма затейливые произведения. Следовательно, поп-арт можно смело рассматривать как логическое продолжение канонов дадаизма. Именно благодаря поп-арту обыкновенные предметы обрели свою этическую ценность.

Ну вот, уважаемые, мы и добрались до последнего километра нашего пути. Поприветствуем бурными аплодисментами –  минимализм!

Минимализм (известный еще под амплуа минимал-арта) – течение живописи, которое проповедует минимальную трансформацию используемых во время творения промышленных и природных материалов, поддерживает простоту и монохромное однообразие форм, нейтральность поверхности, ограничение сюжетной композиции. Являясь самым экономным видом живописи, минимал-арт очищен от всякого метафорического символизма и повторяемости, иллюзионизма и репрезентации, дарит великолепную возможность создать поистине оригинальное пространственное решение.