Рамы и подрамники. Картина – не только живопись

11 фото

Рама картины – это пластическое ограничение картины, которое отделяет картину от остальной среды, замыкает ее саму в себе, тем самым обращая внимание на ее специфичность. Она появилась в средневековье, когда тексты в книгах обрамлялись. Предшественником формы сегодняшних рам были готические окна. Рама предохраняет картину от повреждения, имеет эстетическую функцию, а в некоторых случаях может быть и смысловым элементом. Рамы изготовлялись и изготовляются из различного материала и разной формы, начиная простыми гладкими деревянными рамами и кончая сложными пластическими рамами с орнаментом времен ренессанса и барокко. Пластический рельеф исторических рам создавался чаще всего резьбой, постепенно пластический рельеф рамы стал выполняться штукатуркой, наносимой из форм. В настоящее время больше всего используются деревянные рамы, производимые в промышленности, отделяемые от картины, профиль которых технологически складывается из нескольких слоев для того, чтобы предотвратить искривление рамы. Преобладает поверхностное оформление металлом (замена золота). Золотая поверхность придает раме нейтральный характер и хорошо уживается с красками на картине и интерьером. Мало кто из тех, кто не занимается картинами систематически, поймет, как важна для картины хорошая рама. Она способна превознести картину, придать ей настоящее значение, но и обесценить ее. Так как и одежда человека может творить чудеса, так и подходящая рама способна сделать то же самое с картиной. Уровень планок рам, выпускаемых заводами, не соответствует высоким требованиям, прежде всего не соответствует поверхностное оформление и применение неподходящих пластических рельефов. Об этом свидетельствует и то, что в галереях или на выставках мы их практически не видим. В галереях мы смотрим не только картины, но и рамы, в которых они находятся! Сама первоначальная рама бывает плоской (в редких случаях), скошенной вовнутрь, (чаще всего, достигается иллюзия глубины пространства) и скошенной в направлении, ведущем из рамы (имеет склонность сделать картину более плоской).

001Ramy

Основные форматы рам

002Ramy

Исторические стили (виды) рам

Рама в стиле классицизма

Рациональность эпохи проявилась и в характерном систематичном и равномерном членении пластического рельефа. Рамы этой эпохи выглядят незаметно и серьезно.

Classicizm

Рама в стиле ренессанс

Обычно это по своей форме простые планки, богато украшенные равномерным пластическим декоративным узором, часто с выделяющейся серединой планки рамы

RenesansRamy

Рама в стиле барокко

Богатая, члененная разной резьбой рама, в настоящее время используется в основном лепнина. В пластическом украшении рамы преобладал мотив листьев, фруктов, рама была позолоченной. ( сегодня это как правило пластик золотистых тонов ).

BaroccRamy

Итальянская рама

Простая планка, похожая на оконную раму. Иногда так называются и совсем черные блестящие рамы.

ItalyRamy

Испанская рама

Для нее характерен поверхностный невыразительный, как бы сдавленный рельеф с выступающими внутренней и внешней фасетами, которые своим поверхностным оформлением отличаются от внутренней части рамы (напр, золотая рама, серебряные фасеты).

ispanskayaRama2

Рама в стиле сецессион

Характерным для рамы в стиле модерн был простой профиль планки с рисунком на фасете. Пластический рельеф рамы в основном был золотым или с использованием холодных цветов, с типичными мотивами растений и сецессными линиями в стиле модерн. Рамы производили впечатление византийского духа, варварской красоты. В начале XX столетия появились коричневые рамы из натурального дерева с неравномерной внешней профилировкой, создаваемой в стиле модерн.

CesesionRamy

Рамы xx века

В нашем веке, начиная стилем модерн, относительно точно можно различить виды рам в соответствии с эпохой, модой, изготовителями, регионом и т. п. Если картина возникла приблизительно в ту же эпоху, как и рама, в которой она находится, то в таких случаях говорят, что рама в стиле эпохи. Оригинальные рамы XX века можно охарактеризовать более выразительным профилем рамы, минимальным использованием пластического рельефа и подчеркиванием окраски и патины в оформлении поверхности.

Рамы первой половины XX века

ramy-20-v1a

Рамы второй половины XX века

ramy-20-v2

Размеры рамы

Размеры рамы определяются внутренним размером рамы картины двумя способами:

      – менее привычно, но точнее определяется размер светловатостью рамы картины;
– чаще размер рамы определяется размером расстояния (фальцев желобков, надрезов) рамы.

vybor-ramy

Если мы окажемся в ситуации, когда нам самим надо выбрать раму к картине, то в таком случае, при выборе рамы необходимо принять во внимание, прежде всего, размеры картины, ее членение и колоритность.
Самые простые принципы вставки в раму картин у графики. Выберем совсем простую, тонкую, если это возможно и золотую или одноцветную раму, контрастирующую с паспарту около графического листа. Ширина паспарту обычно составляет 5-6 см, нижняя часть паспарту (основание) делается на 1 см шире.
К картинам со множеством деталей подходит более простая рама и, наоборот, произведение с большими цветными поверхностями в едином цветовом фоне может иметь и более расчленённую и богатую раму. Правильная вставка картин в раму оптически помогает увеличить картину, поэтому для небольших картин почти всегда выбирают более широкие, однако не слишком широкие, планки, обратное не так уж однозначно. Если рама по цвету соответствует цветовому тону картины, то размеры картины оптически увеличиваются. Для более старых картин мы стараемся подобрать раму приблизительно той же эпохи или стиля.
При выборе рамы для картины нельзя забывать и об обстановке в помещении, где картина будет висеть. Чаще всего не будет проигрышем, если мы выберем багет с простой планкой рамы. Слишком декоративных рам, которые не подходят ни к мебели в помещении, ни к самой картине, необходимо избегать. Это в основном рамы „blondel” и рамы в стиле барокко.

В картинах больше всего ценятся так называемые авторские рамы. Это рама в стиле эпохи, которую художник выбрал сам и закончил оформление или патинированием или прямо росписью. Если наши требования к вставке картин более высокие и налицо хотя бы посредственное техническое умение, то можно попробовать сделать раму самим или заказать планки и раму по собственному вкусу. Очень хорошо выглядят таким образом сделанные рамы с использованием домотканого полотна, натурального или мореного дерева и т. п. Уже готовую раму можно еще оформить золочением, серебрением, (можно купить качественные препараты) или покрытием подходящим матовым цветным оттенком. Неожиданный эффект можно получить, если нанести белую линию на внутреннюю сторону рамы неблестящей краской или перекрасить неподходящую раму с неподходящим поверхностным оформлением жидкой белой латексовой краской. Практическую инструкцию по правильной вставке картин в раму можно найти в галереях, на выставках и т. п., но на самом деле это непросто. Если есть такая возможность, то раму для картины лучше выбирать, сравнивая картину с целой рамой. Выбор лишь самой планки, из которой потом изготовится рама, искажает наше представление и не всегда бывает правильным. Идеальный тот выбор, когда есть возможность вставлять картину в несколько рам. Современное искусство, прежде всего это касается крупногабаритных картин, классические рамы принципиально отвергает, вместо рам говорит о панелях. Его требования к размещению намного выше. Картины небольших и средних размеров вставляются в простые рамы из натуральных или одноцветных планок, или совсем не вставляются в рамы.
Соблюдение принципов ухода, вставки и размещения картин подчеркивает качество вашей картины.