Скоро в Вене будет впервые выставлен таинственный женский портрет Густава Климта

1 фото

ВЕНА. Практически неизвестный портрет Густава Климта, который когда-то считался одним из самых ранних произведений художника, был заново датирован после проведения реставрационных работ. Теперь портрет дамы с лиловым шарфом, который ни разу публично не выставлялся, должен быть представлен в экспозиции Художественно-Исторического музея Вены с 22 мая по 31 августа. При этом личность изображенной женщины по-прежнему остается загадкой.

klimt-lilac

Густав Климт – Портрет дамы с лиловым шарфом
(Gustav Klimt – Portrait of a Lady with a Lilac Scarf)

Хотя портрет трижды появляется в каталогах Климта (изданных в 1967, 2007 и 2012 году), он был представлен в них как зернистая черно-белая фотография, при этом нижняя часть картины – 11-сантиметровый золотистый прямоугольник, вообще не демонстрировался.

В каталоге Альфреда Уэдинджера 2007 года произведение было отнесено к творчеству 17-летнего художника, то есть, до 1880 года, что делало работу одной из самых ранних сохранившихся картин.

В каталоге 2012 года Тобиас Нате отнес портрет к 1880-82 годам. Но проведенная консерваторами музея тщательная очистка холста позволила более точно датировать работу. Сейчас она относится к 1895 году или даже более позднему периоду. Такому выводу отчасти способствовали ставшие явными импрессионистические изобразительные приемы, отчетливо видные на коже женщины. Используемые там розовый, светло-голубой и оранжевый тона характерны для творчества художника конца 1890-х годов.

Работы Густава Климта известны во всем мире даже людям, не имеющим отношения к искусству. Стиль его работ часто используется дизайнерами, для создания предметов интерьера, украшений, аксессуаров и даже раскрасок для девочек. Наиболее часто повторяемой работой является его знамениты «Поцелуй», написанный в 1907-1908 годах. Картина относится к «Золотому периоду», названному так за использование позолоты, которая украшает многие картины художника, в том числе и портрет незнакомки с лиловым шарфом. Здесь золото расположено не на основной части картины – а под ней, отдельным прямоугольником, оттеняющим темный фон работы.

Подобный прием – использование золотых границ для картины, Климт применял также в работе «Карлос и любовь», 1895 года. Подпись художника также наиболее близка к образцам середины 1890-х годов.

Когда-то работа была приобретена венским предпринимателем Георгом Ласусом, ранним коллекционером произведений австрийского художника. После смерти владельца в 1933 году, портрет перешел к его зятю, художнику Йозефу Данилоуотзу. Позже картина была пожертвована Художественно-Историческому музею Вены.

Интригующим вопросом остается личность женщины. На вид ей около 30 лет. Овальный формат работы предполагает, что она была построена по образцу фотографии, аналогичной формы. Вероятно, кто-то умер. Сусальное золото внизу, предположительно предназначалось для надписи, а тот факт, что картина подписана, говорит о том, что художник считал её завершенной.

Автор: